А ты записался добровольцем?

По всему миру ширятся ряды волонтеров, и наши люди перенимают этот позитивный опыт.
Хотя движение волонтеров у нас находится пока что в зачаточном состоянии, на самом деле недавним советским людям безвозмездный труд на благо общества привычен. Разница лишь в том, что раньше он был большей частью принудительным, теперь это дело добровольное. Но зачем?
Это приятно и выгодно
Рижанка Алиса, подобно многим своим сверстникам, уехала в Англию после школы — там решила получать высшее образование. Вернувшись на побывку на родину, удивилась социальной пассивности здешней молодежи.
— Теперь я на многое смотрю по–новому, — призналась она. И рассказала, что в той же Англии в студенческой среде, несмотря на всю занятость, волонтерство чрезвычайно популярно. Чем только не занимаются студенты: ухаживают за животными в приютах, помогают пожилым людям, инвалидам, веселят больных деток, развозят гуманитарную помощь, кормят бедных, участвуют в организации разных саммитов, конференций, спортсоревнований…
— Конечно, во многом это обычная человеческая потребность — помогать ближнему, но не только. Настоящих альтруистов, по статистике, всего 9 процентов, но волонтерство приносит и конкретную выгоду, — поясняет девушка. — Такая работа обязательно отмечается в СV, а оно подается потенциальным работодателям и характеризует молодого специалиста с самой лучшей стороны. Если ты помимо учебы успевал еще и участвовать в этом движении, значит, ты человек организованный, умеешь работать в команде. Если еще и возглавлял какой–то общественный проект, значит, у тебя есть навыки к руководящей работе. Проблема выпускника любого вуза — отсутствие опыта работы. Только из–за участия в волонтерстве тебя, конечно, на работу не возьмут, но оно существенно украсит твой портрет.
Проверено в СССР
Что интересно, движение волонтеров очень популярно теперь и среди молодежи России. В прошлом году во время командировки в Москву я много слышала об этом от представителей московской мэрии. Они сами удивлялись такой активности, объясняли это отчасти потребностью молодых людей приносить пользу человечеству, но собирались подкрепить их мотивацию и выдачей специальных волонтерских удостоверений.
У нас, похоже, искаженное восприятие советского прошлого, где якобы бесплатно работают только дураки, потихоньку уступает место иному отношению к добровольным нагрузкам. Из недавних примеров — фестиваль российского кино, прошедший в рамках Дней русской культуры. Масштабное мероприятие, как оказалось, во многом было проведено силами добровольцев. Среди которых были и молодые люди, но немало и людей в возрасте. Одна из них — Римма Петровна Реент.
В свои 79 лет она была координатором группы волонтеров старшего поколения, среди ее подопечных более 30 человек и все женщины. Занимались преимущественно бумажной работой — 3 недели заполняли бланки билетов, потом выдавали их, дежурили по часам в книжном магазине. Сколько билетов — судите сами: 550 мест в зале «Сплендид палас», да умножить на 14 фильмов…
Зачем тратить драгоценное время на чужих людей, если его можно весело провести, например, у любимого телевизора?
— Что вы, — удивляется вопросу Римма Петровна, — эта работа помогла мне почувствовать себя в строю, быть нужной. Общение с людьми меня не утомляет — наоборот, заряжает энергией. Я всю жизнь работала с детьми, учителем географии, и после никогда не была в стороне от общественной жизни, от забот о русских школах, о русском языке. Уже три года как я вношу посильный вклад в проведение Дней русской культуры и нисколько не страдаю, что это бесплатно. Я же вижу, какая большая польза от этого людям. Да, на это время я выпадаю из семьи, но муж меня очень поддерживает и все семейные заботы берет на себя.
Женщины умеют жить!
Марина Кушина женщина, что называется, активного возраста, ей 43 года, она домохозяйка. Ведет дом, воспитывает троих детей, трех собак и при этом регулярно трижды в неделю (пока дети в школе) выгуливает собак в приюте для животных «Лабас майяс». Бесплатно, разумеется.
— Я так отдыхаю от домашних проблем, — объясняет она. — Стараюсь не просто гулять с собаками, а тренировать их. Собака очень меняется, когда чувствует, что нужна кому–то. Первый раз я пришла в приют лет 10 назад, тогда в «Личи», потом были перерывы, но я очень скучаю по приютским собакам. Там невозможно прийти к одной собаке, все, как увидят человека, бегут к решеткам и смотрят на него с такой надеждой, что обмануть их невозможно, хочется каждую погладить. Я не могу объяснить чувство, которое в такие моменты поднимается во мне, но оно заставляет меня приходить к собакам снова и снова. Там помощи много никогда не бывает, хотя бы гулять с собаками нужно всегда, их же много. Там я взяла домой собаку–инвалида и она живет с нами. Муж не против этой моей работы — мне в этом плане очень повезло.
Роза Джамалдаева успешный и весьма занятой психотерапевт, при этом она уже 10 лет помогает онкологически больным детям и их родителям, детям–инвалидам в сотрудничестве с Фондом Мартиньша. Тоже бесплатно. Для многих семей это незаменимая помощь, потому что людям невероятно трудно принять сам факт болезни своего ребенка. Чувство вины, которое развивается у родителей, парализует их волю, не дает возможности стоять на ногах, развиваться, а ведь нужно быть опорой своему малышу! Бывает, семьи не выдерживают таких испытаний и распадаются, другие наоборот сплачиваются.
— Меня вдохновляет руководитель фонда Элита Кейша, которая очень много делает для больных детей, хотя вполне могла бы вообще не работать, ее муж бизнесмен, — объясняет Роза свою мотивацию. — Мой муж тоже занимается бизнесом, но я из плеяды советских людей, для которых взаимопомощь была нормой жизни. И многие меня понимают! Я, например, работаю в шикарном центре и там тоже принимаю больных детей — его руководство с этим согласно. Моей семье эта бесплатная работа совсем не в тягость: и муж, и дети — все меня поддерживают. Вообще чем больше занят, тем больше успеваешь, а работа с людьми всегда обогащает. Бывают такие консультации, когда сам готов заплатить за полученные уроки.
Мы с тобой одной крови
Янис Кайенс сам с детства страдает церебральным параличом, и, по идее, о нем должны бы заботиться волонтеры, но он ищет возможности помогать другим. И находит. Недавно ездил в Словакию, волонтером. Учил там компьютеру цыганских детишек — группу из 20 человек. Рассказывает, что жил там в комнатке при благотворительной организации три месяца. Ему оплатили проезд, проживание и выделяли небольшие карманные деньги. Хотя даже добираться туда ему было нелегко — организация выдела сопровождающего в дороге. Кто–то удивится, зачем столько сложностей.
— Здесь я работаю в офисе у компьютера, — говорит Янис. — Хотелось немножко расширить горизонты, помочь другим, узнать что–то новое для себя. Знакомые рассказали о такой возможности и мне все очень понравилось.
Санта Дзене в свободное от работы время трудится на Банке времени. Это такая организация, которая привлекает добровольцев к разным хорошим делам. Сводит вместе тех, кто ищет помощь, с теми, кто может ее предоставить: кому–то найти инвалидную коляску, кого–то на этой коляске отвезти на концерт, организовать экскурсию колясочников, сделать ремонт, перевезти мебель…
— Все время помогать безвозмездно при наших финансовых условиях трудно, — объясняет Санта, — а при помощи Банка времени получается: кому–то помог ты — кто–то помог тебе. Я занимаюсь организационной работой, провожу информационные мероприятия, выставки художественной терапии людей с ограниченными возможностями, привлекаю волонтеров, я живу этим. Может быть, нужно больше времени уделять семье, но совсем без этого я не могу. Муж и сын это понимают, потому что, помогая другим, я сама чувствую себя хорошо, и им от этого хорошо, естественно.
По наблюдениям Санты, человек, который провел год в движении волонтеров, оттуда уже не выйдет: «Потому что формируется круг знакомых, который затягивает. Там определенная атмосфера, определенная система ценностей. Там формируется взгляд на мир, который уже не представляется страшным и холодным. Ты знаешь, что вокруг много людей, которые, случись что, придут тебе на помощь и нет нереальных целей, всегда найдутся единомышленники. Волонтеры — это одна большая семья».
Источник: http://www.ves.lv/